Не так страшен glvrd, как те, кто им пользуется
Скажу честно, автоматизация всего – моя большая слабость. В WordFactory стараюсь автоматизировать каждый процесс. А то, что, кажется, невозможно поручить «машинам», вызывает еще больший интерес! К примеру, оценка качества текста, продающести, читабельности. Поэтому стоит только появиться новой программе по проверке текстов, как я ее тестирую.
В 2015 году вышла большая статья WordFactory на «Цукерберге»: «Проверка творчества: 10 сервисов для оценки качества текстов». Мы взяли свой продающий, информационно-имиджевый текст, который реально показал высокие результаты (просмотры, переходы на сайт, лиды, заявки, заказы), и сравнили его с оценкой 10 сервисов. Среди них был и glvrd.
С 2015 года началось реальное безумие: клиенты внезапно стали массово присылать заявки c требованием «процент по glvrd столько-то». Рынок разделился на Ильяхова, тех, кто фанатеет от glvrd, и тех, кто проклинает его.
Что не так с теми, кто ненавидит glvrd? Типичная реакция среднестатистического копирайтера на требование «такой-то балл по glvrd» – шок, ужас и желание отказать клиенту. Причем часто причина не в самом сервисе, а в сопутствующих факторах.
Чем хорош glvrd, знают те, кто вчитался, вник и принял. Авторов, которые бы о нем не слышали, единицы. Тех, кто проанализировал, протестировал на собственных текстах, пока не так много. Для них строка в ТЗ с требованием проверки по glvrd – что-то сродни запросам в духе «проверьте на индекс туманности», «проверьте по Ципфу», «проверьте на ритмическую монотонность». Это просто один из тысячи терминов, о которых слышишь от одного из 100 клиентов раз в високосный год. Ты знаешь, что это такое, но тратить время на глубокое изучение каждого из этих тысяч терминов неэффективно.
Все просто. Если для вас важна проверка по glvrd, уточните у автора, работает ли он с этой системой. Работает – ОК. Не работает, но для вас эта оценка важна – ищите другого автора.
Любопытно наблюдать за авторами, которые пишут суперэкспертные статьи о том, что нужно выписать на стикер стоп-слова и непременно выбросить их из текста, и при этом клянут glvrd, который делает в том числе и это, но автоматически.
Без ТЗ и показатель по glvrd ХЗ. Чаще всего требование проверить текст по glvrd оказывается в одном из типичных техзаданий на 25 страниц мелким шрифтом. В ТЗ есть, казалось бы, всё: список стоп-слов, требования по уникальности, водности, спамности, тошнотности, туманности. Нет главного – фактов, на которых строится текст без воды.
Здесь нет никакой трагедии. Получили такое ТЗ? Обсудите ситуацию с клиентом. Объясните, что только с качественным ТЗ можно написать действительно предметный текст. Как правило, после этого удается добыть больше нужной информации. Не удалось – решайте, приниматься ли за заказ. Главное – не высказывать клиенту по факту, что glvrd при его задании – это миссия невыполнима.
Противоречия – еще одна характерная особенность подобных ТЗ, в том числе содержащих требования по glvrd. Клиент может настаивать на использовании в небольшом тексте просто ненормального количества определенных фраз. Glvrd, естественно, их забракует, но клиент все равно может требовать, чтобы и ключи все были использованы, и glvrd был доволен.
Проблемы нет. Такие вещи опытный копирайтер замечает, просматривая ТЗ. На данном этапе можно или обсудить ситуацию с клиентом, или отказаться от заказа. И ни сервис, ни клиент, ни автор не будет крайним.
Еще «круче» – работать с клиентами, которые знают, что glvrd им нужен, но не знают зачем. Как правило, в ТЗ они указывают, что процент должен быть от 99 до 100. J Такие заказчики наверняка прочитали статью «33 пункта, которые нужно указать в ТЗ копирайтеру».
И это еще один случай, когда проблема не в glvrd. Тщательно читайте ТЗ и говорите с клиентом.
Вывод прост. Сам по себе glvrd – это и не волшебная палочка, и не цитадель зла. Автор имеет право работать по своим стандартам, а клиент требовать того, что для него важно. Главное – найти «своих» авторов и заказчиков.
Наталья Кирик, контент-студия WordFactory