Как SEO-специалисту составить тестовое техническое задание копирайтеру и выбрать автора?

Статья подготовлена нашими коллегами из Webline Promotion. Автор – Марина Кайдалова, редактор. 

Вам снова прислали говнотекст, а клиенты грозятся уйти, так как они сами вынуждены переписывать контент, за который заплатили? Не знаете, где найти нормальных копирайтеров, чтобы они писали четко, по делу и не подводили вас перед заказчиком? Может, вы сами виноваты? 

 «Без нормального ТЗ результат будет хз». В жизни именно так и происходит: без грамотно составленного технического задания нереально получить хороший текст, соответствующий ожиданиям клиента. Итак, у вас есть задача на написание контента, но нет адекватных авторов. Решение – дать тестовое задание, по результатам которого выбрать копирайтера. Как составить тестовое ТЗ, чтобы сразу отсечь непрофессионалов? 

Как делать не надо?

Начнем с примера, как точно поступать не стоит. Посмотрите на задание ниже. Казалось бы, есть необходимый минимум требований: слова, объем, сервис проверки, даже указаны страницы, куда нужны тексты. 

Но давайте проанализируем. 

  • Основной ключ – название страницы или Н1. Название страницы – это что: title, заголовок, слово в URL? Неужели сложно было написать конкретно? 
  • Н1, Н2, Н3, Н4 – в каждом пункте подразумевался Н1, но получились почему-то уровни вложенности. Если копирайтер знает о видах заголовков, у него возникнет много вопросов. 
  • Каким по стилю изложения должен быть текст? Кто целевая аудитория? Каковы преимущества компании? Наверное, автор должен догадаться сам, но тогда и на результат не обижайтесь, когда мнение копирайтера не совпадет с вашим и клиентским. 

Как составить хорошее тестовое задание?

Предположим, у вас есть энное количество кандидатов для работы над проектом. Вы не знаете, в каком стиле пишут авторы, срывают ли сроки, какой у них опыт и пр. Конечно, можно изучить резюме и портфолио, но вы уверены, что там все правда? Понять реальное положение вещей поможет только тестовое задание. 

Главное правило его составления – максимум конкретики. Чем точнее ТЗ, тем проще вам будет оценить работу копирайтера, понять, насколько он погружается в тему и следует всем требованиям. 

Какие пункты необходимо указать? 

Касается не только тестового, но и любого ТЗ на тексты.

  • Сайт, для которого пишем текст. Банально и очевидно, но на практике многие SEO-специалисты пользуются шаблонами и забывают менять целевой сайт. 
  • Страницы на сайте. Думаем, вы понимаете, что текст на посадочную, для карточки товара и в блог – разные вещи?
  • Конкуренты. Нужны, чтобы копирайтер понимал специфику ниши и знал, на что ориентироваться. 
  • Целевая аудитория и стиль. Например, если это медицинская тематика, важно обозначить, для кого текст – врачей или пациентов? В первом случае надо использовать профильную терминологию, во втором – писать максимально просто, без сложных оборотов и с объяснением каждого понятия. 
  • Информация о компании. В большинстве случаев специалисты считают, что автору достаточно сайта – там ведь есть раздел «О нас». А когда текст нужен именно на эту страницу? ☺ Если вы не хотите читать о «высоком качестве», «быстрой доставке» и «лидерах рынка», заранее спросите клиента о конкурентных преимуществах и особенностях компании, а потом не поленитесь добавить эту информацию в ТЗ. 
  • Специфические пожелания заказчика. Некоторые клиенты просят не употреблять конкретные слова, делать только нумерованные или маркированные списки, писать «вы» с большой буквы (хоть это и неправильно в текстах для сайта). Если для них это так важно, обязательно передайте пожелания копирайтеру, и тогда не нужно будет тратить время на правки. 
  • Технические требования. Уникальность, заспамленность, сервисы проверки и нужные значения, объем, ключевые и дополнительные слова, форматирование – вы должны расписать все. 
  • Тема и структура. Не поленитесь и напишите заголовок и подпункты, которые надо раскрыть. В противном случае вы даете простор для фантазии копирайтеру и получаете «авторскую отсебятину». А предъявить ничего не можете – в ТЗ надо было указывать! 

Некоторые оптимизаторы просят по структуре ориентироваться на конкурентов и дают 2-3 ссылки на сторонние сайты. Но на первом может быть «полотно» текста, на втором – один подзаголовок, а на третьем – пять. Что делать копирайтеру? Выдумывать структуру самостоятельно, но не факт, что она устроит клиента и будет соответствовать требованиям по оптимизации. 

  • Дедлайн. Обычно тестовое задание небольшое по объему (до 2 тысяч знаков без пробелов), поэтому сроки тоже можно указать короткие – 1-2 дня, не больше. Если человек будет писать один маленький текст неделю, зачем вам такой автор? 

Пример ТЗ 

Сайт – site.com.

Страница, для которой нужен текст, – site.com/page1.

Конкуренты: site1.com, site2.com.

Тематика: мебель.

Задача: написать текст на категорию товаров «Офисные столы».

Целевая аудитория: преимущественно оптовые клиенты, которые покупают комплекты мебели для офиса. Текст должен информировать о преимуществах нашей продукции и побуждать к заказу. 

Конкурентные преимущества компании: это производитель, есть свой дизайнер, можно заказать дизайн-проект на какие угодно столы или изготовить мебель по эскизу клиента. Материалы поставляются из Европы – натуральное дерево, МДФ, ЛДСП. Можем также сделать визуализацию расстановки мебели в офисе – это бесплатно при условии заказа. 

Комментарий клиента: не употребляйте слово «добротный». Сейчас на сайте указано, что мы сотрудничаем с перевозчиком N, но в следующем месяце меняем партнера, не упоминайте название ТК в тексте.  

Технические требования: уникальность – от 95%, заспамленность – до 45%, сервис проверки – text.ru. По turgenev.ashmanov.com – не выше 3 баллов во вкладке «Стилистика». Объем текста – 2000 знаков без пробелов. Ключи выделять маркером, а не жирным. Использовать инструменты форматирования. Шрифт – Calibri, 12.

Ключевые слова употребить в точном вхождении: 

  • офисные столы из МДФ – 1 раз;
  • офисный стол – 2 раза;
  • купить офисный стол – 1 раз. 

Структура статьи

Н1 – Офисные столы из МДФ

Н2 – Преимущества МДФ

Н2 – Как выбрать столы для офиса?

Срок сдачи – послезавтра. 

Составили ТЗ? Отлично, теперь представьте себя копирайтером, пройдитесь по всем пунктам и подумайте, к чему можно придраться. Возникают вопросы? Доработайте задание, чтобы все было предельно понятно. 

Как выбрать копирайтера по результатам тестового задания? 

Ура, вам прислали тексты! Теперь задача – оценить их качество и соответствие ТЗ. Советуем делать это в два этапа. 

Поверхностный анализ

Создайте две папки на компьютере – для хороших текстов и не очень. Поочередно открывайте каждый документ и оцените результат, не вчитываясь. Смотрите на объем и форматирование: если копирайтер даже в таких мелочах отходит от требований ТЗ, отправляйте файл в папку «не очень». Если визуально текст подходит – в папку «хорошие». 

Глубокий анализ 

Начнем с простого – со статей, которые на первый взгляд выполнены по ТЗ. Мы советуем проверять сперва технические требования, а потом уже вчитываться в текст. Если возникают замечания, указывайте их – позже отправите на доработку. Сделать это можно во вкладке «Рецензирование» в Microsoft Word или инструментом «Комментировать» в Google Docs.

Важно! Замечания должны быть конкретными! «Не нравится», «отредактировать», «перепишите иначе», «стилистически устаревший текст» – такое не подходит, копирайтеры не умеют читать мысли и не знают, чего вы хотите. 

Дальше принимаемся за тексты «не очень» по такому же алгоритму: технические параметры и вычитка. Бывает, что человек забыл о форматировании, но к содержанию претензий нет – это прекрасно, но случается редко. Если вы читаете текст и запинаетесь о каждую фразу, не стоит отправлять на доработку. Как правило, даже с самыми подробными замечаниями такие авторы не выдают нужного результата. Составьте список явных косяков и отправьте их копирайтеру вместе с отказом от сотрудничества. 

Несколько фишек и советов

  • Если копирайтеры задают уточняющие вопросы, это хороший знак. Значит, человек действительно хочет разобраться в теме и нацелен на качество. Цените таких авторов и отвечайте на все вопросы. 
  • Сроки. Да, в тестовом спешить некуда, но пунктуальность – показатель ответственности авторов. Если копирайтер срывает сроки с тестовым заданием, представьте, что может быть, когда вы дадите ему реальный проект. 
  • Учитывайте специализацию. Если автор пишет классные информационные тексты на медицинскую тематику, нет гарантий, что у него получится такая же замечательная статья для интернет-магазина одежды. Поэтому при выборе копирайтера для конкретного проекта лучше давать тестовое на такую же или похожую тему. 
  • А если нужен универсал? Какую тему выбрать, если вы ищете автора «для всего»? Вообще-то, универсальные копирайтеры – и хорошо, и плохо одновременно. Хорошо тем, что вы можете дать человеку любое задание, плохо – у него поверхностные знания, и вряд ли он будет копаться глубоко в теме. Если все-таки ищете «станочника», давайте тестовое на общую тему, например, мебель, одежда и пр.  

И главное, всегда отвечайте на вопросы, поддерживайте связь с автором. При ведении проекта не бойтесь лишний раз обратиться к клиенту – чем больше информации он даст, тем лучше будет результат. На практике, большинства ошибок можно избежать, наладив качественную коммуникацию между специалистами, работающими над задачей, и заказчиком. 

Если эта статья была вам полезна — поделитесь ею с друзьями.
Рассылка блога