+38 (044) 338-69-36+38 (044) 599-69-36
Работаем 7 дней в неделю Работаем с 800 до 2359
manager_8638
wordfactory.ru

7 заповедей копирайтерской толерантности

«А я вот пишу многим клиентам, что
тексты на их сайте – г***но, и получаю за
это от них заказы» (с)

копирайтер, тренер, коуч

За последние полтора года все статьи, которые мы в WordFactory писали для WordFactory, содержали минимум размышлений от первого лица. Мы сконцентрировались на материалах, в которых что-то изучали и сами узнавали, задавали вопросы, опрашивали экспертов, давали высказаться профессионалам из разных «околовеббизнесовых» сфер. Поэтому сейчас один и только один текст «от себя» – о наболевшем и надоевшем.

7 заповедей копирайтерской толерантности
Рассказать друзьям о этой статье:


Подписаться на рассылку:

Ошибконенавистничество, грамматический нацизм, копирайтерский нарциссизм… Каждое из этих расстройств, конечно же, случается с автором на каком-то этапе профессионального развития. Согласна, бесит, когда у кофейни на доске мелом написано «экспрессо». Конечно, прикольно, шатаясь по рынку, инстаграмить неуклюжую рекламу на МАФе. Но в какой-то момент до копирайтера должно дойти несколько простых истин.

  1. Абсолютно любое действие, не считая криминала, достойно уважения. Человек брендировал газель лозунгами, набранными таймзньюроманом и поехал развозить мебель по крошечному ПГТ? Он уже победитель: оторвал себя от дивана и пошел делать что-то, взял ответственность. Если бы каждый житель нашей необъятной страны сделал то же самое, было бы круто. Поэтому если этот человек-таймзньюроман обратился к тебе с заказом – работай с ним, помогай ему стать лучше. Тебя не просили – пошли ему мысленно лучи добра, пусть у него все получится, работай над собой и своими проектами. Да, всегда есть что улучшить в себе и своем бизнесе. Именно в эту секунду у тебя наверняка есть клиент, который не получил ответ. Или задача, которая перекочевывает со дня на день.
  2. Абсолютно любое, даже неуклюжее действие – шаг к лучшему. Вспомни себя в первые дни работы на бирже. Вспомни себя год назад (Ей-богу, когда перечитываю собственные статьи годичной давности, хочется сменить фамилию, внешность и род деятельности. У кого-то не так?). Кто-то написал текст не так, как тебе нравится? Пошли ему лучи добра, подумай, что человек уже оторвал себя от дивана и что-то сделал. Как знать, возможно, он через 5 лет будет самым эффективным профессионалом в отрасли, а пока набивает шишки и допускает ошибки. Без ошибок нет ни роста, ни развития, ни успеха. Ты тоже наступал и еще наступишь на сотни своих граблей. И как, блин, приятно, когда, наступая на грабли, ты получаешь не только тонны критики, но и какой-то приободряющий комментарий от коллег в духе: «Ничего, приятель, ты извлек урок, и это главное. Иди вперед, не опускай рук, все получится».
  3. Текст – не главный показатель успеха любого бизнеса: ни большого, ни маленького. Непонимание этого – главный признак некомпетентности автора.
    15 лет покупаю сухофрукты у Бахрома. Когда-то он поставил на прилавке вареное куриное яйцо и написал на нем свое имя: «Землячка, теперь ты никагда нэ забудешь как меня завут!». Вот и весь его контент-маркетинг. У Бахрома 30 точек по продаже сухофруктов в крупнейших ТРЦ и на рынках Киева, 4 самостоятельно заработанных квартиры в Киеве, декорированных мрамором, персидскими коврами, обставленных мебелью из элитных сортов дерева, внедорожник стоимостью 80К долларов, такой же – у его отца… Ну и там по мелочи: несколько микроавтобусов для работы, квартиры для родителей, братьев и т.п. У Бахрома более чем жизнеспособный и успешный бизнес. Такой, которого не было, нет и не будет у 99,9% копирайтеров рунета. Он – эксперт по орехам и сухофруктам 80-го левела, и никто от него никогда не слышал: «Эй ти, чьмо, ти изюм ни так выбираишь!». Когда в очередной раз у тебя взыграет эго – вспомни Бахрома и попустись. Если ты копирайтер рунета, скорее всего, ты зарабатываешь меньше него.
  4. Хватит ругать крупные компании за неуклюжие тексты и пророчить им крах. Смешно, когда какой-нибудь консультант по интернет-маркетингу негодует по поводу текстов крупнейшей сети супермаркетов. Ошибаются все. Чаще всех – те, кто делает больше всех. Поэтому один обиженный клиент среди тысяч заказчиков, один неграмотный текст, одна ошибка в дизайне для национального магазина – ничто. Крупный бизнес такой ошибки либо не заметит и не ощутит, либо сделает вывод и пойдет дальше. И да, пока ты желчно критикуешь заголовок рассылки крупного интернет-магазина техники, его ТОП-менеджмент зарабатывает больше, чем 99,9% копирайтеров рунета.
  5. Каждый предприниматель, который продержался на плаву лет 5, – эксперт в чем-то. Может, он знает, где закупить носки дешевле всего, и как их быстрее всего доставить покупателям. Может, он собственноручно собирает и разбирает бензопилы в гараже. Может, он просветленный и знает, как не закрыться, когда валюта обваливается в три раза, когда начинается революция, идет война, когда надо платить людям зарплату, а прибыли нет… Его некомпетентность в копирайтинге ни о чем не говорит. А вот то, что тебя так сильно раздражает шрифт таймз нью роман на его газели, – говорит.
    Вот ты такой: «Эй ты, у тебя текст на сайте – г***о, форму заявки не видно нормально, описания товаров с ошибками, ключевики не подобраны, ну не мудак ли ты?». На это может быть два варианта реакции:
  • человек расстроится. Он отрывает зад от дивана, решает тысячу вопросов с поставками, налогами, отправкой товара, зарплатами, ненормированным рабочим днем… Ты как минимум испоганил ему несколько часов жизни, сидя в уютном домашнем кресле, зарабатывая 500 у.е. в месяц и не принимая на себя никакой сверхъестественной ответственности;
  • тебя пошлют. Я ужасаюсь, когда кто-то из копирайтеров пишет, что может вот так с ноги написать предпринимателю: «Тексты на твоём сайте – г***о». Для меня это что-то наподобие советов молодым родителям: «Твое дите как-то не так играет своими игрушками, твое дите как-то орет невменяемо, что ты за мать, чего он босиком по асфальту ходит?». Как так вообще можно? И главное: нафига, пока ты не сбросил свой последний лишний килограмм, не сделал идеальным свой сайт, пока ты выплачиваешь свой кредитный шевроле?И да, однажды я напишу мегастатью с кейсами о самых нелепых, но сработавших и принесших прибыль штуках в сайтостроении, продвижении, написании текстов.
  1. Каждый раз, когда тебе хочется взять и полить в интернете нечистотами кого-то, кто, как тебе кажется, пипец как неправ, смолчи. Практикуй внутреннюю улыбку и 5 минут на написание гневного поста потрать на себя. Просмотри список клиентов, обращавшихся в течение недели с запросами: ты точно всем ответил? Ты точно дал обратную связь тому, что писал тебе месяц назад? Ты точно сбросил последний лишний килограмм? Если ответ на все вопросы «да» – валяй, поливай всех и вся.
  2. И главное. Один из ста обратившихся к тебе клиентов несносен. Ну, вот не понимает он, что сделать продающий текст из «рерайтинга, который нам прислал предыдущий автор, и это ужас» невозможно. Один из ста клиентов звонит и вместо спокойного решения рабочего момента кричит криком. Один из ста истерит, потому что ты не хочешь с ним работать, «а ему тебя рекомендовали». Невозможно быть хорошим для всех. Но, как минимум, попытаться не изгадить настроение ближнему можно всегда. Например, вместо «Огилви переворачивается в гробу, читая ваш лендинг», сказать: «Круто, вижу, ваша компания существует уже более 5 лет. Наверняка у вас уже появились преимущества, узнав о которых, мы усилим текст» или «К сожалению, не сможем помочь – у нас другая специализация. У вас отличное задание. Уверена, десятки других копирайтеров согласятся помочь».

Выводы

  1. Любой человек, который что-то делает, достоин уважения. Любой труд, даже сделанный не так, как тебе нравится, достоин уважения. Любой предприниматель, особенно в момент, когда допустил ошибку, был бы рад наряду с испепеляющей критикой получить парочку приободряющих фраз в духе: «Не страшно, не опускай руки, продолжай пытаться».
  2. Ты не делаешь мир лучше, просто фотографируясь на фоне ларька с кривым текстом.
  3. Не порти настроение ближнему. Никогда и не при каких обстоятельствах. Хотя бы в 9 случаях из 10. Как минимум, если этот ближний не нафакапил лично тебе, не ущемил твои права, не несет тебе угрозы.

Пока ты инстаграмишься на фоне ларька с кривым текстом, где-то в мире грустит клиент, которому ты не ответил вовремя. Посмотри на себя, исправь что-то в себе. Ведь тебе всегда есть что исправить.

Рассказать друзьям о этой статье:


Подписаться на рассылку:
Комментарии к статье "7 заповедей копирайтерской толерантности"
Читайте также
И еще раз о техническом задании для копирайтеров
И еще раз о техническом задании для копирайтеров
Каждый день кто-то хочет «прочувствовать, что мы прочувствовали». Каждый день кто-то сообщает, что он ну такооооой особенный, что наше ТЗ ему не подходит. Каждый день кто-то звонит, чтобы
Закон про мови: як зробити свій сайт відповідним
Закон про мови: як зробити свій сайт відповідним
По-третє, це тренд. І справа не тільки в патріотизмі. Справа в тому, що вже виросло покоління молоді, яке вчилося в школах і вищих навчальних закладах виключно українською. Ми це дуже