BERT разумный: как сделать интеллектуальный алгоритм союзником SEOшника?

Поиск в Google стал понимать естественную речь человека – с длиннотами, нечеткими формулировками и фразеологизмами. Специалисты по продвижению пока не пришли к единому мнению о влиянии алгоритма на результаты ранжирования сайтов. Но он определенно является прорывом в качестве анализа поисковых запросов и контента сайтов.

Алгоритм поиска BERT (Bidirectional Encoder Representations from Transformers), который Google презентовал в конце прошлого года для англоязычного сегмента, уже пришел в рунет и уанет. Алгоритм пока еще не дотягивает до уровня анализа на английском языке, понимание которого бьет все рекорды, но продолжает обучаться и совершенствуется, анализируя тексты. Презентуя BERT в октябре 2019 года, команда Google подчеркивала, что алгоритм основан на технологии обработки естественного языка (NLP) с применением мощных нейросетей. Для его разработки применялась технология машинного обучения на основании баз данных реальных поисковых запросов. Сам алгоритм не оценивает сайты и не наказывает за ошибки. Его функция – улучшать понимание разговорной речи для поиска Google, в том числе голосового. Но его наличие серьезно повлияет на результаты поиска.

Новые ключи для нового алгоритма

Совершенствование коммуникационных навыков системы позволило достичь двунаправленности понимания запроса. BERT способен видеть обе стороны от ключевого слова и целое предложение одновременно, так же как человек видит весь контекст предложения, а не его часть, предугадывать случайно пропущенные слова. Теперь поисковый робот лучше понимает логику построения фразы, длинные запросы и повседневную речь человека, а также способен разобраться, что ищет пользователь, даже если он не смог четко сформулировать свой вопрос.

Еще недавно, по примеру, приведенному представителями Google, поисковик не отличал, что ищет пользователь – визу путешественника из Бразилии в США или условия поездки граждан Штатов в Бразилию. С применением нового алгоритма, который считывает и интерпретирует запрос с учетом предлогов, влияющих на смысл фразы, поиск точнее понимает суть и вместо информации о безвизовом посещении Бразилии гражданами США предоставляет ссылку на американское посольство в Бразилии. Скриншот, сравнивающий выдачу до и после алгоритма BERT, разошелся на профильных ресурсах как демонстрация понятливости новой системы.

Для пользователей это означает, что поисковик понимает обычный разговорный язык и не нужно приноравливаться к машинному «акценту», пересматривая горы ссылок, чтобы найти необходимую информацию. Для сеошника важно, что BERT не просто учитывает последовательность слов, показывая сайты, содержащие похожую семантику. Он учитывает интент и контент, самостоятельно определяет смысл фразы и потребность человека. В результате показывает максимально приближенный к намерению пользователя ответ, обращая внимание на предлоги, местоимения, лексические конструкции и фразеологизмы и от механического ранжирования переходит к почти осмысленной выдаче результатов. Для сeoшника это значит, что веб-страница должна содержать не просто правильно размещенные ключи, а сфокусированную на интенте пользователей информацию.

Как BERT изменит ранжирование веб-страниц?

Многие уже отметили значение ранее недооцененных низкочастотных запросов (хвостов), с помощью которых формируется окружающий ключевые слова контент. Вспомогательные слова несут дополнительную информацию, уточняющую, насколько соответствует содержание страницы потребности пользователя, помогают определить, какой именно из омонимов имеет в виду человек. Они будут все больше влиять на ранжирование при обработке сложных и естественных информационных запросов. Именно они могут содержать двусмысленность или вариативность понимания, из-за чего в поиске не всегда отображались точные ответы на прямой вопрос. Система продолжит обучаться, пополняясь из баз данных реальных запросов, следовательно, качество поисковой выдачи будет улучшаться и в дальнейшем. А пока хорошую службу для улучшения релевантности результатов сослужит четкое фокусирование на описании конкретных особенностей товара или услуги и оптимизация контента.

Поисковая выдача по запросу «замок» без контекста
Поисковая выдача по запросу «замок» с контекстом
Поисковая выдача по запросу «замок» с контекстом

Структурность, логика, информативность

Что можно посоветовать делать уже сейчас, чтобы интеллектуальный поисковый алгоритм стал союзником при продвижении веб-страницы?

  • При оптимизации добавляйте на сайты контекст, который окружает ключевые слова и помогает устранять неоднозначность формулировок, например, когда при делении фраз на ключевые блоки искажается смысл предложения.
  • Обеспечивайте доступность информации, то есть добавляйте поясняющую контекст лексику в заголовки и подзаголовки, формируйте логичные информационные блоки и снипеты, точно описывающие содержание веб-страниц.
  • Соблюдайте правильную логичную структуру при внутренней перелинковке, правильно связывайте страницы.
  • Улучшайте метаданные и контент сайта в целом: чем более конкретная и экспертная информация будет содержаться на странице, тем благосклоннее к сайту поисковик.
  • Анализируйте поисковые запросы и дополняйте семантику поисковыми фразами, в которых ключевые слова окружает контент, позволяющий поисковому роботу понимать фразы в контексте.
  • Усовершенствуйте навигацию с помощью размещения на карте сайта указателей с контекстом.

Следование этим советам поможет построить актуальную стратегию оптимизации в новых условиях. Большинство экспертов сходятся в том, что удачно размещенные ключевые слова не смогут выносить наверх поисковой выдачи ресурсы с некачественным малоинформативным контентом. Поэтому понятность и полезность информации, логичная структура веб-страниц становятся основными инструментами продвижения в Google.

Экспертное мнение

Артем Пилипец, SEO-оптимизатор компании SEO7, консультант, автор блога о поисковой оптимизации https://www.seo-sign.com:

Проявляются ли уже изменения, связанные с алгоритмом BERT, в том, как посетители рунета и уанета находят сайты? Как в связи с имеющимися и грядущими изменениями рекомендуете менять стратегию продвижения?

Пока на коммерческих и информационных проектах, над которыми работает моя команда, заметного влияния не вижу. Во всех регионах позиции и темпы сохраняются. Оптимизация влияет так же, как в течение последнего года.

BERT – это, прежде всего, текстовый алгоритм. Если вы потеряли позиции после обновления BERT, обратите внимание на такие параметры, как использование тематических слов и словосочетаний. Используйте такие текстовые анализаторы, как https://ru.megaindex.com/ahttps://surferseo.com/.  При этом обратите внимание на состав заголовков. Сделайте сравнительный анализ текста своего контента по составу слов с конкурентами. Обратите внимание на те слова и словосочетания, которые вы не используете.

Станет ли алгоритм революцией в SEO?

Не думаю, что это приведет к революции. Но очень похоже, что обновление и его развитие будет выдвигать все больше требований к качеству и информативности содержания. Поэтому спрос на обычный «копирайтинг ни о чем» будет падать.

Если эта статья была вам полезна — поделитесь ею с друзьями.
Рассылка блога