Как работать с автором официально?
– Добрый день! Нам нужны тексты. Мы сможем заключить договор?
Позвоните хоть в 200 копирайтинговых студий рунета и получите отказ. Большинство агентств не зарегистрированы официально. А агентство, зарегистрированное как ООО, — вообще большая редкость.
Мы знаем, как это важно, потому что в голосе каждого клиента, который спрашивает о договорах, счетах и актах, звучит вызов. Узнав, что с нами можно заключить договор, клиенты приходят в неописуемый восторг. Как правило, это национальные интернет-магазины, крупные заводы-газеты-пароходы.
Мы знаем, сколько итераций договора нужно вычитать до подписания. И знаем, что для компании, далекой от digital, составить договор на оказание услуг по копирайтигу — это та еще история.
Итак, если вы ищете официального партнера по копирайтингу, читайте дальше, чтобы узнать, что нужно учитывать при заключении договора. Если вы уже давно и успешно работаете с официальным агентством или автором-предпринимателем, читайте, просто чтобы похохотать над казусами из нашего опыта.
Как заключить договор с копирайтером?
Элементарно! Ищите официальное агентство. Да-да, WordFactory — именно такое! Или заключите договор с частным предпринимателем (СПД) либо с автором-физлицом. Для этого автору не нужно открывать ООО или официально быть частным предпринимателем. И вам тоже необязательно — вы можете заключить официальный договор как физлицо с физлицом. Один раз составьте грамотный договор, отправьте авторам на подпись, получите оригиналы договоров. А на каждую новую задачу создавайте приложение — в данном случае им может быть ваше ТЗ.
Что должно быть в договоре с копирайтером?
Наш стандартный договор — это 3 страницы предельно простых и понятных условий сотрудничества. Мы берем на себя обязательства выполнить тексты в срок согласно требованиям клиента и гарантируем оперативно бесплатно внести правки, если нарушим их. Взамен мы просим принимать работу согласно выданному ранее ТЗ, оперативно реагировать на уточнения и вопросы. Казалось бы, все просто. Но при согласовании договоров нам иногда приходится серьезно «бодаться» с юридическим отделом компании-заказчика, чтобы не сдать себя в вечное рабство.
Давайте работать в правовом поле Тридесятого Царства, Тридевятого государства и Виргинских островов!
Среди наших клиентов много международных компаний — туристических агрегаторов, маркетплейсов со штаб-квартирами в европейских странах и офисами в Украине. Один из них настаивал на том, чтобы все разногласия по договору рассматривались в рамках законодательства Великобритании. Круто, конечно, но мы еле успеваем следить за изменениями в контент-маркетинге, что уж там говорить о законодательстве иностранных государств. И да, как говорят юристы, что бы там ни было написано в договоре, если это что-то противоречит законодательству Украины, оно автоматически считается недействительным.
Договор об оказании услуг копирайтинга
Договор — это здорово, но украинское законодательство все еще не знает слова «копирайтинг». Поэтому чаще всего при заказе текстового контента употребляется формулировка «Автор зобов`язується створити твори» (как бы коряво с точки зрения копирайтинга это ни звучало).
Срок выполнения договора
Теоретически ваш автор знает, что за 8 часов он пишет 15 качественных тысячезнаков. Он также знает, что у него есть свободный день в четверг на следующей неделе, поэтому он сможет написать ваш текст в четверг, если ТЗ и оплата поступят прямо сейчас. Но если вы сможете оплатить только в следующую среду, автор уже может быть занят работой над другим проектом. Поэтому нужно либо заключать единоразовый договор, в котором заказчик обязуется внести оплату к определенному сроку, а автор при выполнении этого условия гарантирует выполнение работы к указанному клиентом дедлайну, либо обязательно прилагать к договору дополнительное соглашение с техзаданием, подписывать его строго в день оплаты и в случае, если оплата не поступает, автоматически аннулировать приложение.
Изменения срока не по вине автора
Важно понимать, что как бы автор не вчитывался в ТЗ, в процессе работы могут возникнуть дополнительные вопросы или обстоятельства, которые не были очевидны. Так, посреди выполнения проекта клиент может забыть оплатить домен или вносить правки на сайт, из-за чего исходная информация, списки товаров окажутся недоступными. Это решается формулировкой в договоре о том, что клиент обязуется отвечать на вопросы в течение суток, в противном случае дедлайн сдвигается на срок ожидания ответа.
Если работу нужно остановить посреди проекта
Такое бывает достаточно часто: изменили контент-план, решили писать своими силами, просто передумали заказывать тексты. Пропишите в договоре пункт о том, что клиент в любой момент может письменно (по электронной почте) просить прекратить работу и прислать выполненную часть текстов, а за невыполненную разницу вернуть деньги.
Также иногда автор выполняет задание не по одной статье, написанной от и до, а делает черновики для всех материалов, в процессе линкуя их между собой и выстраивая логическую цепочку между серией статей. Обсудите с автором этот момент. С одной стороны, если вы останавливаете проект досрочно, вы можете остаться на руках с черновиками — по сути, с чемоданом без ручки. С другой стороны, мы, как никто, понимаем, что для многих проектов основные трудозатраты приходятся именно на планирование цепочки статей, а само их написание по составленному плану требует меньших усилий и времени.
Пожизненная гарантия от копипаста
Каждый клиент, который заказывает много контента, старается защитить себя от копирования, кражи контента. К счастью, сами авторы нечасто копируют контент клиента. А если и делают это, то исключительно фрагментами — чтобы наполнить портфолио. Поэтому в договоре обязательно пропишите требование к автору ни в каком виде не использовать ваши тексты — полностью или частично, на других сайтах, в печатном виде, в портфолио и т.д. В этом отношении самую большую угрозу представляют недобросовестные конкуренты. Один наш клиент решил прописать в договоре условие о том, что если тексты будут скопированы кем-либо, мы будем обязаны в течение недели бесплатно написать их заново. Отличная попытка. Мы порекомендовали клиенту защититься другими методами: https://wordfactory.ua/ukrali-kontent-chego-zhdat-chto-delat/.
Соблюдение техзадания
Договор — это единственная возможность более или менее защитить свои интересы и для заказчика, и для автора. Кроме того, договор — отличная мотивация для клиента заполнить техзадание. В договоре на оказание услуг по копирайтингу, как правило, пишут, что автор обязуется выполнить заказ согласно техзаданию (рекомендуем его подписывать как приложение к договору) и в случае любого нарушения в кратчайший срок бесплатно устранить все несоответствия. И здесь возникает 2 вопроса:
- Что считать нарушением? Все просто: объём, использование ключевых слов, отсутствие ошибок и другие конкретные требования, которые были прописаны в ТЗ. В расчет не берется любая «вкусовщина»: «поменяйте «школа» на «учебное заведение», «машина» на «авто» и пр. Не принимаются к рассмотрению претензии наподобие: «Девочки мне сказали, что ваш текст какой-то не продающий».
- Что считать кратчайшим сроком? Для текста до 15 000 символов, в зависимости от характера правок, могут понадобиться минимум сутки. Если заказ на 100 000 символов и больше клиент не проверял постепенно, на правки может понадобиться от нескольких недель до месяца.
Срок выполнения и передачи работ
Обязательно пропишите общий дедлайн для всей задачи, а если заказ объёмный – ориентировочные даты для передачи автором готовых частей задания. Об остановке проекта до его завершения и оперативном реагировании на вопросы по задаче мы уже говорили выше.
Срок действия договора
Если вам нужен постоянный подрядчик, как правило, вы заключаете один договор на год или бессрочно. Каждая новая задача уточняется приложением-техзаданием.
Срок рассмотрения пожеланий по текстам
В нашем договоре прописано, что пожелания по текстам принимаются в течение 2 недель (заказ до 15 000 символов) или месяца (заказ от 15 000 символов и больше). Конечно же, мы всегда на связи для того, чтобы ответить на все вопросы клиента.
Претензии к использованному контенту
Учитывайте, что любые пожелания к контенту есть смысл предъявлять до того, как вы его опубликовали/использовали. Опубликованный текст автоматически становится не уникальным — вы воспользовались товаром, и возврату-обмену он не подлежит.
Кстати, самая частая претензия, которую мы получаем от клиентов: «Текст, который мы опубликовали, не уникальный»… Запускаем антиплагиат и видим, что 100% совпадение текста с сайтом нашего же клиента. Инцидент исчерпан.
Критерии оценки качества
Клиенты приходят к копирайтерам с задачами двух типов:
- реализовать четкое техзадание, то есть написать определенное количество текстов заданного объёма с соблюдением конкретных параметров (уникальность, ключевики, оформление);
- повысить конверсию и продажи, увеличить количество заявок, лидов.
Исходя из этого, и обсуждайте с автором гарантии. В первом случае (работа по вашему ТЗ) качество — это соблюдение параметров задания, во втором — конкретные результаты.
Справедливости ради скажу, что второй тип сотрудничества — всегда более интересен для автора, но реализовать его технически хлопотно: клиент не всегда готов предоставлять доступ к аналитике, показывать исходную статистику, делать достоверную выписку из бухгалтерии. И на практике довольно часто клиенты требуют четкого выполнения своего ТЗ, но оценивать готовы только результаты работы текста.
Ну вот и все. Вроде, все понятно, но вам не хочется самостоятельно заморачиваться с договорами? Хотите просто скачать шаблон договора для заказа копирайтинга? Поделитесь ссылкой на эту статью в своем профайле в Facebook, пришлите скрин поста, адрес электронной почты, ФИО, должность и название своей компании на мейл [email protected] – и мы вам его предоставим.