Как продукты крупнейших поисковых систем ускоряют мобильные страницы коммерческих сайтов и повышают конверсии
В начале 2020 года трафик клиентов, пользующихся мобильными устройствами в Интернете, превысил 50% от всего мирового объема. Все активнее в этом направлении развиваются и поисковые системы.
Сейчас крупнейшие поисковики при ранжировании не только учитывают наличие мобильной версии и скорость загрузки, но и сами предлагают коммерческим сайтам решения для взаимодействия с пользователями через смартфоны и повышения конверсий. Собственные продукты в виде ускоренных страниц для мобильных устройств есть и у Google, и у Яндекса. Технология ускоренной загрузки страниц Google была анонсирована в 2015 году, а в 2016-м стала доступна пользователям. Яндекс представил свои турбо-страницы годом позже.
Безусловно, применение данных разработок упрощает присутствие в мобильном Интернете, позволяет экономить время и средства на создание и поддержку мобильной версии сайтов. При этом при выборе технологии ускорения необходимо учитывать существующие между ними различия. Попробуем разобраться, в чем они состоят.
Сверхбыстрые решения – тренд
Скорость загрузки мобильной версии сайта – важный параметр для ранжирования поисковыми системами. Весь мир ускоряется, и этому способствует развитие Интернета. Многое из того, что ранее требовало времени и усилий, сейчас можно сделать в течение нескольких секунд. Показательный пример – выбор онлайн товара, услуги и оформление заказа. Для покупки уже необязательно идти в магазин. Трудно найти продукт или услугу, которые сегодня нельзя заказать удаленно. И пользователи часто занимаются серфингом прямо со смартфонов.
При этом мобильный Интернет все еще не очень быстрый. Это проблема для бизнеса. В Интернете имеются тысячи сайтов с одинаковыми товарами. Не удовлетворив свою потребность, потенциальный покупатель мгновенно переключается на другой источник, реагирующий на запрос быстрее. Поэтому если в условиях низкой скорости Интернета карточки с изображением и описанием товаров интернет-магазина тормозят при загрузке с мобильного устройства, покупка онлайн, скорее всего, не состоится. Страницы с ускоренной загрузкой помогают нарастить конверсии заходов с мобильных устройств.
Лайт-версия сайта
Ускоренные страницы, которые поначалу значительно отставали от версий основных сайтов по функционалу, теперь имеют больше возможностей для ведения бизнеса. Фактически это уже лайт-версии основного сайта, которые действительно значительно быстрее традиционных интернет-страниц. Поисковики в выдаче помечают ускоренную загрузку специальными обозначениями.
Значок Ракета в выдаче. Турбо-страницы для Яндекса существуют уже более двух лет. Скорость обеспечивается благодаря тому, что пользователям показывается контент сайтов, загруженный на сервера Яндекса, без перехода на основную площадку. А значит, тяжелые и часто тормозящие загрузку изображения и скрипты не влияют на скорость отображения на экране. По утверждению разработчиков, турбирование позволяет ускорить загрузку в 15 раз. Для создания таких страниц есть два инструмента. Коммерческие сайты с большим количеством страниц турбируют через ЯндексВебмастер. Для небольших сайтов с малым количеством товаров, а также информационных проектов, одиночных страниц рекламных кампаний, продвижения отдельного товара или акции рекомендуется использовать конструктор турбо-страниц в ЯндексДирект.
Представители компании и команды разработчиков позиционируют ускоренные страницы как эффективное решение для мобильных версий интернет-магазинов и новостных сайтов, шлифуют функционал и добавляют новые возможности повышения конверсий.
Создатели сервиса сделали ставку на его простоту для разработчиков. По их утверждениям, для создания турбо-страниц не требуется больших усилий. Турбо для коммерческих сайтов формируются на основании шаблонов и легко загружаются через YML-файлы для e-commers и через RSS для информационных ресурсов. Страницы сформируются автоматически на основании содержимого основного сайта. Правда, оформление пока можно выбирать только из предложенных шаблонов, так что брендовый стиль может быть урезан.
Значок Молния в выдаче. Так в выдаче помечаются ускоренные страницы от Google. Технология ускоренной загрузки страниц AMP (Accelerated mobile pages) подгружает контент из кэша поисковика и при необходимости оперативно актуализирует информацию, обращаясь к серверу владельца сайта. AMP несколько сложнее в создании, чем турбо. Они реализованы как HTML-страницы, поддерживают большинство тэгов и стилей, некоторые скрипты. Однако, по сравнению с сайтами для десктопа, их функционал тоже ограничивается доступными AMP-опциями. «Пазл» страницы необходимо собирать из доступных в сервисе компонентов. Чтобы в них разобраться и создать такую страницу, все-таки потребуются базовые технические знания. На страницах используются специальные оптимизированные изображения amp-img, которые корректно отображаются при любом разрешении экрана.
Для максимально точного анализа поисковыми роботами Google рекомендует сопровождать AMP-структурированными данными, которые помогают описывать и классифицировать контент сайта. Это обязательное условие появления страницы в расширенных результатах поиска. Некоторые функции AMP отображаются только на мобильных устройствах, но в целом такие страницы подходят для всех видов устройств. Иногда они даже могут полностью заменить основной сайт. Облегчают внедрение ускоренных страниц плагины для распространенных систем управления контентом CMS. В любом случае создать AMP по шаблонам дешевле и легче разработки качественной мобильной версии основного сайта.
Преимущества ускорения в ранжировании
Ускоренные страницы получают у поисковых систем больше баллов в выдаче благодаря соответствию требованиям поисковых систем к быстрой загрузке. А значит, способствуют продвижению сайтов к вожделенному ТОПу. Google уже официально отдал приоритет мобильной версии сайта в ранжировании, внедрив алгоритм Google Mobile Friendly. По прогнозам, влияние скорости на ранжирование будет и дальше усиливаться. Наличие ускоренных страниц, которые значительно превосходят по скорости мобильные и адаптивные версии сайтов, также будет учитываться поисковыми системами. Иными словами, создатель продукта сам им активно пользуется, тем самым продвигая его и пропагандируя перед целевой аудиторией. Википедия отмечает, что Google немного завышает рейтинги своих AMP-страниц, конечно, при прочих равных условиях. И все это ради популяризации технологии. С этой же целью создан специальный канал в YouTube, на котором эксперты делятся информацией об ускоренных страницах.
Отслеживание поисковых AMP-результатов корректно выполняется с помощью стандартных счетчиков аналитики, причем можно настроить отслеживание результатов как по отдельным URL для AMP-страниц, так и для общего трафика с сайта.
Яндекс свою технологию продвигает немного по-другому. Представители Яндекса пока утверждают, что турбо-страницы конкурируют с другими сайтами на равных условиях, в том числе коммерческие турбо с рекламой уже сейчас индексируются в Google. Остальные виды турбо-страниц пока не доступны для роботов Google якобы потому, что различия в поисковых алгоритмах и системах ранжирования могут привести к неправильной индексации страниц и снижению трафика. Хотя не исключено, что в будущем, после проведения разработчиками ряда специальных тестов, ситуация изменится.
Новое в турбо для бизнеса
Турбо-страницы появились немного позже AMP и какое-то время заметно отставали по функционалу, необходимому для коммерческих сайтов. Ранее турбо-страницы формировали удобную ленту новостей, но коммерческие функции не были полностью реализованы.
Разработчики постоянно совершенствуют продукт, ориентируясь на интересы пользователей и запросов бизнеса. И в конце 2019 года создатели турбо порадовали ecommers целым пакетом новых опций для коммерческих сайтов и интернет-магазинов. Разработчики сфокусировались на максимально конверсионных видах форм. Благодаря этому в функциональности турбо приблизились к результатам конкурирующего продукта из Google. Обновления направлены на максимальное удобство пользователя: достаточно нажать кнопку – и заказ оформлен.
В конце 2019 года в турбо-страницах появились:
- карточки товаров для интернет-магазинов;
- списки товаров с удобной навигацией;
- турбо-корзина, позволяющая оформить заказ без перехода на основной сайт;
- автозаполнение данных авторизованных пользователей Яндекса;
- меню управления способами доставки продукции.
Также возросла интерактивность: на турбо подключаются комментарии, чат, формы обратного звонка и мессенджеры. В планах – реализация онлайн-оплаты в один клик.
Немаловажно, что турбированные страницы поисковик теперь показывает с реальным адресом, благодаря чему пользователь может добавлять понравившийся контент в избранное и возвращаться к нему по мере необходимости.
Для сеошников особенно полезно то, что после обновлений в турбо стало легче контролировать результаты и достижение целей: возможности отслеживания и анализа статистики через метрики расширились.
У Google аналогичные опции работали и ранее, так что выбор технологии зависит от приоритетов и рынка бизнеса.
Общие преимущества и недостатки ускоренных страниц
Сеошники, уже испробовавшие функционал ускоренных страниц, отмечают такие их преимущества:
- существенное повышение скорости загрузки, которое положительно влияет на поведенческие показатели и ранжирование;
- снижение нагрузки на основной сайт, так как ускоренные страницы загружаются из кэша поисковой системы, соответственно, меньше сбоев, влияющих на ранжирование из-за нестабильной работы ресурса;
- не требуются ресурсы для разработки и поддержания мобильной версии сайта;
Есть и другие мнения:
- часть сеошников отмечает, что после внедрения ускоренных страниц снижается трафик, его приходится делить с поисковыми системами;
- не все веб-мастера работают с технологиями ускоренных страниц, поэтому для их поддержания могут потребоваться дополнительные ресурсы;
- при ссылках на ускоренные страницы замедляется наращивание ссылочной массы основного сайта.
Как видно, мнения довольно противоречивые. Тем не менее, технологии перспективны и в будущем могут потеснить традиционный веб для десктопов.
Мы попросили экспертов поисковой оптимизации прокомментировать на примерах собственных кейсов:
- В каких случаях ускоренные страницы необходимо внедрять, а когда от такого решения стоит воздержаться?
- Как сделать выбор между технологиями AMP и турбо – что необходимо учитывать владельцам сайтов?